Программа развития школы

Сайт школы№ 7

617016 

Пермский край

Нытвенский район ул. Первомайская д. 22

 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 п. Новоильинский

e-mail:

 

Программа развития школы

  Информационная справка о школе

Школа находится на территории п. Новоильинский, Нытвенского района, Пермского края. 3-х этажное здание введено в эксплуатацию решением № З от 27.08.2004 г. инспекции архитектурно-строительного надзора. общая площадь здания составляет: 5170,5 кв.м., в школе имеется: 18 классных комнат; кабинет информатики (13 учебных компьютеров); столярная и слесарная мастерские; кабинет домоводства и кулинарии; библиотека; помещение для школьного музея; актовый зал; спортивный зал; тир; кабинет психолога; кабинет логопеда; кабинет социального педагога; медицинский кабинет; стоматологический кабинет; столовая.

Выделены помещения для музыкальной школы (S=109,1 кв.м.), для филиала ДЮСШ (236,6 кв.м). Здание централизованно обеспечено электроснабжением, водоснабжением, теплоснабжением, канализацией.

Наша школа № 7 п. Новоильинский занимает особое положение, она отличается и от городских и от сельских. У нас нет градообразующего предприятия. Невостребованными оказались специалисты, бывшие наши ученики, ныне наши родители. В развитии ребенка решающую роль играют образовательный и культурный уровень родителей. За последнее время число родителей с высшим образованием резко сократилось.

Миграционные процессы в стране не обошли и нас. Уезжают, как правило, люди с высшим образованием, а приезжают те, кого «выталкивает» город — социально неблагополучные семьи. Деформируется семья, растет отчуждение детей от семьи, семьи — от детей, снижается авторитет старших, увеличивается число неполных семей. А как следствие, растет число детей группы риска не уверенных в себе, с комплексами, с проблемами адаптации к сложным социальным условиям. Растет число больных детей и не только физически.

В силу особенностей нынешней социально-экономической ситуации, время уделяемое родителями на воспитание, развитие своих детей, резко сократилось. Школа порой является единственным возможным местом для ребенка, где не только обеспечивается учебная деятельность, но и организовано общение со сверстниками, и нормальное коммуникативное пространство в мире взрослых во внеурочной среде.

В современных условиях, когда растет спрос на хорошее образование, повышаются требования к школе, к учителю. Мы понимаем, что именно школа должна и может объединить усилия общественности поселка для решения воспитательных и образовательных задач.


Характеристика и анализ основных показателей

развития системы образования

Сегодня общество приходит к пониманию, что образование становится в настоящее время главным императивом выживания и развития человечества, ведущим фактором успеха и высокого качества жизни каждого человека. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений.

Происходит смена образовательных парадигм: предлагается иное содержание, иные подходы, иные отношения, иное право, иной педагогический менталитет.

В содержании школьного образования:

u                 происходит постепенное уравнивание гуманитарной и технократической составляющих (гуманитаризация образования);

u                 особая роль отводится духовному воспитанию личности, становления нравственного облика Человека;

u                 содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией и творческого потенциала личности;

Объяснительно-иллюстративный способ обучения, господствующий в течение последних веков, уступает место новым, развивающим технологиям.

Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, телекоммукационным сетям глобального масштаба.

Функция запоминания в процессе учения все более уступает приоритет развитию умственных действий, позволяющих добывать и использовать необходимую информацию.

Внешняя мотивация учения заменяется внутренней нравственно – волевой саморегуляцией, объектная позиция ребенка в ученье – на субъектную, акцент переносится на саморазвитие учащегося.

Отношения «учитель – ученик» развиваются в направлении гуманно – демократической модели, воплощенной во «Всемирной Конвенции о правах ребенка» (1946 г).

Важнейшим фактором педагогического процесса становится гуманно – личностный подход к ребенку, личностно ориентированное взаимодействие учителя и ученика.

Школа отходит от ориентации на усредненного ученика, распространяются дифференциация и индивидуализация программ обучения и воспитания.

В этом направлении развиваются и педагогические науки: идет разработка различных вариантов содержания образования, используются возможности современной педагогики в повышении его эффективности, проводится научная разработка и практическое обоснование новых образовательных технологий.

Сегодня важнейшая миссия возрождения самобытной духовности России, ее гуманитарной культуры принадлежит образованию, в процессе которого молодым поколениям передаются лучшие ценности общечеловеческой культуры.

Гуманизм – это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех своих способностей, система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – нормой отношений между ними.

Гуманизм проявляется в совокупности таких качеств человека, как доброта, честность, правдивость, порядочность, вежливость, уважительность, милосердие и др.

Гуманизм охватывает все сферы человеческой деятельности, эмоции, сознание, поведение, принизывает всю человеческую культуру, которую условно делят на культуру технократическую (материальное производство, абстрактные науки) и собственно гуманитарную (сферу духовного производства: искусство, философия, образование). В настоящее время именно эта вторая половина культуры российского образования – находится в глубоком кризисе, испытывает упадок. Великая миссия образования – восстановление гуманитарной культуры, и чтобы оно с нею справилось, необходимо, прежде всего, гуманизировать школу.

Гуманизация образования – это конструктивное самоизменение людей, очеловечение и гармонизация педагога и каждого учащегося. Гуманизация школы охватывает гуманизацию целей, содержания, методов и форм образования.

При разработке программы развития школы мы ориентировались на цели и задачи современного образования, которые составляют системообразующую основу структуры учебно-воспитательного процесса и имеют определенную иерархию:

Существуют четыре основных уровня образовательных целей школы: 1) цели государственной политики; 2) региональные социальные цели; 3) цели повышения эффективности и развития образовательного процесса; 4) планируемые модели личности выпускника школы.

Цели высшего уровня – это цели государственной политики. Они определены в целом ряде документов (Закон «Об образовании», Федеральная программа развития образования Российской Федерации на 2000—2005 гг., проект «Национальная доктрина образования Российской Федерации», Концепция структуры и содержания общего образования (в 12-летней школе), Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года).

К целям высшего уровня относятся цели, раскрывающие назначение образовательного учреждения.

u                 активное участие в формировании интеллектуального потенциала страны;

u                 участие в реализации всемирно признанной концепции устойчивого развития человечества и земной цивилизации в целом;

u                 становление и развитие гражданского и духовного возрождения и высших потребностей личности;

u                 возрождение русских национальных и духовных традиций;

u                 выявление наиболее способных и одаренных детей; создание условий для развития индивидуальных способностей каждой личности;

u                 подготовка учащихся к получению высшего образования, к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности.

Цели второго уровня определяются дифференциацией, разнообразием образовательных учреждений района, отражая региональные и местные условия работы данного учреждения.

u                 Обеспечение доступности качественного образования в районе;

u                 Обеспечение приоритетности и результативности воспитания и сохранения здоровья детей;

u                 Развитие гражданского образования

u                 Организация партнерства семьи и школы

u                 Создание эффективной системы выявления и развития способностей, таланта, потенциала учащихся;

Можно выделить три группы целей, акцентирующих результаты школьного образования: классическую, реальную и социальную.

Классические цели (образованный ребенок) предполагает «образование для образования» (для продолжения образования, для саморазвития и самосовершенствования, для культурного роста и т.п.). В настоящее время эти цели недостаточны для выполнения миссии школы.

Реальные цели (приспособленный ребенок) предполагает образование для получения в ближайшем будущем полезных практических жизненных навыков и умений, подготовки к определенной профессиональной карьере. Они имеют место в связи с современными социально-экономическими условиями.

Реальная цель образовательного учреждения состоит в том, чтобы сформировать реальную устойчивую личность, способную в новых социально-экономических и и политических условиях вносить ощутимый вклад в самосовершенствование и преобразование общественной жизни.

Социальные цели образования (успешный ребенок) — это воспитание высоконравственных, общественно ценных качеств личности, помощь в социализации, в преодолении психологических и психофизических трудностей, стоящих на пути развития личности ребенка. Социальная цель предобразование для адекватного определения своих возможностей (исходя из состояния здоровья, способностей, темперамента, социального и экономического положения семьи) и успешной их реализации. Эта группа целей наиболее актуальна для современной школы.

Наиболее ярко характер образовательных целей современной школы выражаются в образе (модели) ее выпускника, представляющем планируемый результат обучения в ученике.

С точки зрения образовательного результата личность можно представить как совокупность ряда компетентностей, выступающая как мера способности человека включиться в деятельность, мера его социальной зрелости. Для жизни, деятельности индивида важно не наличие у него накоплений, запаса чего-то внутреннего, а проявление и возможность использования того, что имеется, то есть не морфологические, а функциональные качества.

Ключевые компетентности многомерны и многофункциональны, овладение ими позволяет решать различные проблемы современной жизни. Они реализуются на различных уровнях.

По рекомендации ЮНЕСКО, современный выпускник должен иметь шесть основных ключевых компетентностей:

u                 Умение работать с числовой информацией;

u                 Коммуникативные умения;

u                 Владение информационными технологиями, умение жить в информационном обществе;

u                 Открытость новому знанию, умения саморазвития и самообразования;

u                 Умение сотрудничать, работать в команде;

u                 Умение решать проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.

 

Модель выпускника школы

Выпускник школы должен достигнуть необходимый и достаточный набор умений и навыков для успеха в жизни, удовлетворения потребностей человека, исполнения социальных ролей. Его приобретенный в школе опыт должен соответствовать современному уровню опыта человечества в изучаемых видах деятельности, и полнота овладения содержанием и технологиями деятельности должна соответствовать требованиями образовательной программы, достаточные для самостоятельного и творческого применения этих умений для достижения целей выпускника.

Результаты образования, которые необходимы выпускнику для успешности в жизни:

Основные компоненты развития

Критерии оценки результатов

Составные части компонентов

Развитие типологических качеств личности, отношений к гуманитарно-значимым объектам действительности (уровень воспитания)

1.Содействие духовному развитию и внутреннему благополучию личности, гармонии с внешним миром

2.     Необходимость для адаптации человека в обществе, успешного исполнения социальных ролей.

3.     Соответствие гуманистическим и демократическим ценностям и принципам.

4.     Соответствие правовым и нравственным нормам, принятым в обществе.

Отношения к основным гуманитарным ценностям:

u    к своей индивидуальности - достоинство, стремление к свободе;

u    к своему организму – действенная забота о здоровье;

u    к своему развитию – стремление к самопознанию и реализации задатков;

u    к семье – убежденность в её исключительной ценности для человека;

u    к людям – гуманистичность;

u    к обществу – демократичность, уважение обычаев;

u    к отечеству – патриотичность;

u    к государству – гражданственность;

u    к труду – убежденность в его необходимости как главному источнику благ;

u    к познанию мира, науке, искусству – любознательность;

u    к окружающей среде, природе – действенная забота о их сохранении;

Развитие психических процессов личности обучающихся и их общих способностей

1.  Необходимость для успеха в жизни, удовлетворения потребностей, исполнения социальных ролей.

2.  Соответствие нормам возрастного развития.

3.  Соответствие современному уровню опыта человечества в изучаемых видах деятельности.

4.  Способность обучающихся самостоятельно применять приобретенный опыт для достижения своих целей.

5.  Творческость применения приобретенного опыта.

Внимание

Память

Мышление

Воображение

Чувственно – эмоциональная сфера

Воля

Сензитивность

Наблюдательность

Самостоятельность

Инициатива

Творческий потенциал

Сила, выносливость, ловкость

Развитие умений обучающихся в полезных видах деятельности

Овладение новым содержанием деятельности.

Овладение новыми технологиями деятельности.

Развитие умения делать анализ деятельности.

Развитие умения совместной деятельности.

Развитие умений проектирования деятельности.

Приращение знаний обучающихся об изучаемых областях действительности.

1.  Необходимость знаний как инструмента деятельности для успеха в жизни, удовлетворения потребностей, исполнения социальных ролей.

2.  Истинность знаний, их соответствие современному уровню науки.

3.  Степень обобщенности и систематизация полученных знаний.

4.  Потенциал широты и уровня практического применения знаний.

5.  Полнота знаний, её соответствие требованиям образовательной программы.

u  Овладение знанием новых эмпирических фактов и методов их познания.

u  Овладение содержанием научных терминов, описывающих изучаемые области действительности.

u  Познание сущностей, фактов, закономерностей и моделей процессов в изучаемой действительности и истории их открытия.

u  Овладение знанием гипотез и теорий об изучаемой области действительности и границ их истинности.

u  Познание общего в сущностях, законах и теориях о разных областях действительности.

Цели повышения эффективности

и развития образовательного процесса

Под эффективностью образовательного процесса понимаем результативность деятельности в расчете на единицу затрат времени и средств (ресурсов).

Добиться повышения эффективности образовательного процесса можно если при меньших затратах ресурсов получаем такой же результат или при таких же затратах ресурсов получаем более качественный новый результат образования.

Исходя из тех образовательных результатов, которыми необходимо должен овладеть выпускник школы и теми результатами, которые сейчас демонстрирует выпускник нашей школы, есть существенная разница.

Поэтому перед образовательным учреждением стоит цель – повышение качества образовательных результатов, повышение качества образования.

ЮНЕСКО на основании исследований, определяет качество образования через характеристики:

u     учащихся (их здоровье, мотивации к обучению, и,  безусловно, результатов обучения, которые учащиеся демонстрируют);

u     процессов (в которых компетентные учителя используют технологии активного обучения);

u     содержания (адекватные учебные планы и программы);

u     систем (хорошее управление и адекватное распределение и использование ресурсов).

 


Проблемный функциональный анализ

Широко известно, что результативность общего образования не удовлетворяет субъективные запросы и объективные потребности развития обучающихся. Несмотря на непомерно большие объемы учебного материала, затраты сил и времени, образование не обеспечивает уровня развития, необходимого для успеха в жизни в существующих и прогнозируемых социальных условиях .

В образовательном процессе доминирует репродуктивная учебная деятельность обучающихся, восприятие, запоминание и воспроизведение ими знаний и способов деятельности, предусмотренных учебными программами и планами педагогов. Большую часть воспринимаемого содержания занимают знания, оторванные от жизненного опыта и актуальных интересов обучающихся.

Дискуссии, анализ доказательств, разных точек зрения, гипотез, а тем более конструктивное применение приобретенного опыта наблюдается исключительно редко. В учебной деятельности даже на уровне репродукции успешна лишь малая часть ребят, большинство не может реализовать свои задатки, развить способности. Они вынуждены либо «зубрить», либо включать защитные механизмы от крайне неблагоприятной для них ситуации.

Познание конкретной действительности при непосредственном взаимодействии с ней, ценностно-ориентационная, мыслеречевая, физическая, эстетическая, трудовая, управленческая виды деятельности, владение которыми необходимо каждому человеку для успеха в жизни, в образовательном процессе осуществляются крайне недостаточно и, в лучшем случае, на репродуктивном уровне. Эти виды деятельности, между тем, не только полезны и необходимы для развития детей, но и привлекательны, так как соответствуют их интересам, позволяют каждому найти свою «нишу», развить индивидуальные способности.

Деятельность субъекта есть ведущий и необходимый фактор его развития (С.Л. Рубинштейн), главным, системообразующим компонентом образовательного процесса выступает деятельность обучающихся. А в планах образовательного процесса основное место отводится деятельности педагогов, ее содержанию и технологии. Деятельность учеников занимает вторичное и подчиненное положение и спроектирована лишь в части этапов. Интересы и цели обучающихся не берутся в расчет, а содержание их деятельности не осмысливается.

Причиной такого уровня проектирования выступает ошибочное понимание педагогами роли и места обучающихся в образовательном процессе, незнание его деятельностной структуры Ошибочная направленность преподавания обусловлена непониманием педагогами образовательных функций вообще и учебных предметов в частности.

Образовательные функции конкретного учреждения заключаются  в обеспечении разностороннего развития, физического и психического благополучия воспитанников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем развития, опытом, потребностями и спецификой учреждения.

При декларировании развития личности детей в качестве главной цели образования, фактически деятельность педагога направлена на процесс, на выполнение методических и предметно-содержательных требований. Указанная ошибочная направленность педагогической деятельности мешает достигать качественного результат образования.

Для повышение качества образования, необходимо поменять направленность деятельности педагога с ориентации на достижение высоких нормативных показателей на развитие детей. Обоснование такого выбора стало знание о том, что главным фактором развития человека является его собственная деятельность.

В соответствии с объектом и целями анализа выделяем компетентности в осуществлении следующих компонентов преподавания, деятельности педагогов, непосредственно связанной с учениками, их развивающей деятельностью:

·        Изучение развития учеников в аспекте образовательных функций «своего» предмета.

·        Обоснование и формулирование образовательных целей в отношении конкретных учащихся.

·        Изучение их актуальных потребностей и интересов, мотивов учения

·        Отбор мотивирующих средств деятельности обучающихся, раскрытие ее смыслов, использование дидактических мотиваторов

·        Проектирование содержания и технологии развивающей деятельности учеников, отбор заданий, постановка учебных задач

·        Отбор содержания и источников новых компетентностей, необходимых для развития и успеха в деятельности учеников.

·        Упорядочение взаимосвязанной деятельности субъектов ОП, их взаимоотношений.

·        Привлечение детей к само- соуправлению учебным процессом.

·        Изучение фактического содержания и способов деятельности обучающихся, определение причин их ошибок и затруднений.

·        Отбор и использование оптимальных для развития детей средств помощи в преодолении ошибок и затруднений в деятельности учеников.

·        Анализ и оценка деятельности обучающихся, качества ее процесса, предметных и образовательных результатов.

·        Анализ и оценка собственной деятельности, учебного процесса в целом, его продуктивности и эффективности, определение  факторов успеха и причин  недостаточности образовательных результатов.

·        Анализ и оценка собственного замысла учебного процесса, конструктивные решения по изменению его проекта и исполнения.


Концепция развития ОУ

Концепция развития школы была разработана в соответствии со следующими принципами:

1.                          Концепция отражает основные  направления государственной политики России в области образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральной программой развития образования Российской Федерации на 2000—2005 гг., проект «Национальной доктриной образования Российской Федерации», Концепцией структуры и содержания общего образования (в 12-летней школе), Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года

2.                          Концепция исходит из того, что эффективное развитие систем происходит за счет повышения качества их главных, системообразующих компонентов.

3.                          Системообразующий компонент образования является – деятельность ребенка. Согласно законам развития человека, деятельность есть ведущий фактор развития субъекта:

u                             Деятельность субъекта есть ведущей и необходимой составляющей его развития. Человек развивается только в деятельности. Не всякая деятельность развивает.

u                             Деятельность ученика есть необходимая, составляющая его развития, но недостаточная. Если в процессе деятельности ученик пользуется своими знаниями, она не дает развития. Деятельность должна попасть в ЗБР и ЗАР. Деятельность становится развивающей, если для достижения своих целей субъект не может обойтись актуальным (имеющимся) уровнем развития. Ученик будет развиваться только тогда, когда педагог дает задания, которые дают возможность достигать своих целей. Нужно строить свою деятельность и взаимоотношения так, чтобы ученик ставил цели и задачи своей деятельности. Осваивать то, что ученик еще не умеет.

u                             Процесс развития строго индивидуален. Каждый развивается по своей траектории. Каждый развивается сам. В развитии его никто не подменит. В одних и тех же условиях при одних и тех же факторах – одни развиваются, а другие деградируют.

u                             Положительные переживания субъекта в процессе деятельности вызывают ускорение развития. Если желаем развивать, то необходимо, чтобы ребенок был в позиции личностного субъекта. Нужно приглашать учеников к проектированию и рефлексии урока. Ученик стремится к управлению своей деятельности. При проектировании урока нужно предоставлять большой простор для самодеятельности. Как можно больше требовательности к человеку и как можно больше уважения к нему. Деловые отношения важнее личных. Дисциплина должна быть сознательной.


Предпосылки развития школы

С 2001 г. на базе нашей школы проводилась педмастерская Антоновой А.Н. «Как помочь неуспевающему?». В 2004 – 2005 г. педмастерская проводилась в основном для учителей нашей школы по теме: «Анализ и проектирование системы, видов и элементов урока в русле рефлексивно-деятельного подхода в обучении учащихся».

Многолетний опыт работы руководителя проблемной группы Антоновой А.Н. был обобщен в процессе прохождения учителем дистанционных курсов «Обобщение передового педагогического опыта». Алевтина Николаевна выступила с опытом работы на районной методической конференции «Инновации в школе» и областной конференции в секции «проектирование учителей».

Последнее время в нашей школе во время летних каникул работает летняя школа (ЛШ) для слабоуспевающих детей на базе летней площадки. Учителя и учащиеся здесь приобретают новые способы качества усвоения предметов, чтобы в дальнейшем перенести этот опыт в обычную школу. В условиях ЛШ это сделать проще. На каждом занятии присутствуют несколько учителей, которые находятся в позиции учащегося. Анализируется каждый урок, где коллеги помогают друг другу разобраться как помочь детям. В одиночку сделать это гораздо труднее.

Занятия ведутся на принципах рефлексивно - деятельностного подхода: построение смысловой основы учебной деятельности, выстраивание отношений сотрудничества между учителем и ребенком, организация учителем самостоятельной работы при работе над ошибкой в целях перестройки способов учебной деятельности, движение в зоне ближайшего развития, и рефлексии.

Итак, в летней школе дети справляются с некоторыми ошибками, проблемами в учебной деятельности, приобретают новые способы деятельности. Учителя убедились в том, что рефлексивно - деятельностный подход стал инструментом развития способностей, и инструментом повышения качества и результативности образования.


Приоритетные направления развития школы

Для повышения качества, эффективности профессиональной деятельности, необходимо преодолеть ее непродуктивные стереотипы, необходимо развитие компетентности специалистов в наиболее актуальных для исполнения функций ее компонентах: истинном понимании сущностей и предназначений объектов деятельности, факторов и закономерностей их развития.

Этап

Цели

2006-2007.

Овладение педагогами следующими теоретическими знаниями на уровне их продуктивного понимания и аналитического применения в профессиональной деятельности:

1.                        Образовательные и социальные функции образования и его основных подсистем.

2.                        Факторы и законы развития индивидуальности, развивающая деятельность.

3.                        Образовательное целеполагание.

4.                        Деятельностная структура образовательного процесса, предназначение его компонентов.

2007 - 2008

5.                        Правовые аспекты деятельности и деловых отношений субъектов образования.

6.                        Мониторинг и анализ качества образовательного процесса.

7.                        Проектирование образовательного процесса.

8.                        Мониторинг качества образовательных результатов.

2008 - 2009

1. Изучение педагогами образовательных функций «своего» предмета в аспекте развития учеников. Обоснование и формулирование образовательных целей в отношении учащихся. Проектирование содержания и технологии развивающей деятельности учеников, отбор заданий, постановка учебных задач.

2. Апробация системы мониторинга качества образовательного занятия.

2009 - 2010

1. Осуществление педагогами компонентов преподавания, деятельности, непосредственно связанной с учениками, их развивающей деятельностью.

2. Мониторинг качества образовательного занятия.

3. Апробация системы анализа и оценки качества образовательных результатов.

2010 - 2011

1. Коррекция и решение профессиональных проблем осуществления деятельности, связанной с развивающей деятельностью учащихся.

2. Мониторинг качества образовательного занятия и образовательных результатов.

2011-2012

1. Анализ и оценка профессиональной деятельности педагогов.

 


 

Использованная литература:

1.      Пеленев А.Ф. Система управления педагогическим коллективом. Учебное пособие для руководителей образовательных учреждений. Издание 2-е, исправленное. Пермь. Изд-во ПОИПКРО, 2005, 342 С.

2.      А.Ф. Пеленев. Анализ и оценка профессиональной компетентности педагогов. ПОИПКРО, Статья.

3.      А.Ф. Пеленев. Анализ и оценка профессиональной компетентности педагогов. ПОИПКРО, Статья.

4.      А.Ф. Пеленев. Разработка программы развития образовательного учреждения. ПОИПКРО, Статья.

5.      Методические рекомендации по разработке программы развития образовательного учреждения. – СПб.: КАРО, 2006. – 128с. И.В. Гришина, А.Н. Шевелев, В.Н. Волков, С.Л. Светлицкий, Е.Г. Курцева.

6.      Научно-методические журналы «Завуч» Управление современной школой. Для администрации школ. 2006 год.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz