| |||||||||||||
|
| ||||||||||||
Семинар заместителей директоровМониторинг качества урока и его влияние на профессионализм учителя.
При подготовке к семинару нам были заданы вопросы: u Какие есть программы анализа урока; u Кто занимается мониторингом; u Какова роль завуча; u Какие есть критерии и показатели в мониторинге; u Как вы оцениваете внеклассное мероприятие; u Каково будущее мониторинга в школе; Постараюсь ответить на эти вопросы. Мониторингом качества урока наша школа занимается четвертый год. За это время сложилась стойкая система сбора, хранения и обработки информации по анкете качества урока А.И. Севрук. Сбором информации в нашей школе занимаются все. Директор и заместители директора, посещая уроки, отмечают пункты анкеты, которые были проявлены учителем. Учителя сами анализируют свои уроки, и вся информация заносится в базу данных. За это время у нас накопился банк данных за 3 года. В электронных таблицах эти данные обрабатываются и строятся диаграммы. Обработанная информация передается учителям. Моя задача, как завуча, на данном этапе – пояснить полученные результаты, отметить сильные стороны педагога и актуализировать его проблемы в преподавании. В июне 2006 года я прошла курсы «Мониторинг, статистика и социология в деятельности образовательного учреждения». Все материалы этих курсов отсканированы и переданы в школы. В этих материалах есть информация об объектах, критериях, показателях и индикаторах мониторинга. Во время курсов я сопоставила определение мониторинга с той системой, которая сложилась в нашей школе и пришла к выводу, что она соответствует этому определению. Т.е. в школе сложилась система организации сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации о деятельности школы обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием одной или нескольких систем образовательного учреждения и прогнозирование их развития. В нашей случае, это система наблюдения за деятельностью педагогов. Это сформированная многоуровневая система повторяющихся процедур диагностики, проводимых с использованием количественных методик. Кроме того, на курсах пришло понимание понятия качества образования, которое принято на уровне международных стандартов. Что же на седняшний день является качественным образованием? Как определяется качество образования, и что должно включать в себя качественное образование? ЮНЕСКО на основании исследований, определяет качество образования через характеристики: u учащихся (их здоровье, мотивации к обучению, и, безусловно, результатов обучения, которые учащиеся демонстрируют); u процессов (в которых компетентные учителя используют технологии активного обучения); u содержания (адекватные учебные планы и программы); u систем (хорошее управление и адекватное распределение и использование ресурсов). В пособии с курсов на основании опубликованных теоретических концепций, взглядов, позиций авторами принято понимание качества образования, сформулированное исходя из понимания образования как процесса педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества. Качество образования определяется качеством образовательных результатов, качеством процесса достижения этих результатов и ценой достижения этих результатов, т.е. затратой ресурсов. Цель мониторинга качества образования определяется необходимостью сбора, обработки, хранения и распространения достоверной информации о качестве образовательных результатов, условиях и цене их достижения. Мы понимаем, что в той форме мониторинг как он сложился в школе – это мониторинг за качеством процесса обучения, за качеством деятельности педагога во время урока. Особенно актуальным является мониторинг качества урока в том виде, который есть у нас, когда нужно оценить мастерство учителя, во время конкурса «Учитель года» и при аттестации. Мониторинг вообще, и в нашей школе в частности, является информационной основой для принятия управленческих решений в рамках внутришкольного контроля. Так по итогам данных мониторинга 2004 – 2005 года в школе приняли управленческое решение об изменении структуры методической работы. Были организованы проблемные группы учителей: дифференцированного обучения, ИКТ, рефлексивного подхода к обучению «Трансляция опыта ЛШ в обычную». В этом учебном году эти группы немного трансформировались. Так, педагоги из группы «Трансляция опыта летней школы в обычную» вошли в сетевой проект «Риторика диалога», в летней школе занимались риторизацией предметов и в течение года продолжают эту работу. Группа учителей участвует в проект ИСО, на базе школы посещают курсы базовой ИКТ – компетентности. Однако, за такой системой не видно ученика и его деятельность, его прирост в знаниях, его развитие. Поэтому в школе, мы начали подготавливать теоретическую основу для того, чтобы перейти на мониторинг качества образовательных результатов и образовательного занятия. Автором этой система анализа и оценки образовательного занятия является А.Ф. Пеленев, который был тьютором нашей группы. Он разработал эти программы, основываясь на законах развития личности. По этой же программе можно отслеживать и воспитательную деятельность.
O O O
| |||||||||||||
| |||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |